« Назад

Апартаменты теряют популярность

18.07.2019

В январе-марте в старых границах Москвы в сегменте апартаментов на первичном рынке было реализовано порядка 50 тыс. кв. м. Данное значение сопоставимо с показателем 2017 г., но по сравнению с первым кварталом 2018-го суммарная площадь реализованных апартаментов снизилась почти на 20%. В Санкт-Петербурге тоже отмечается снижение.

 

Многие эксперты действительно отмечают спад покупательского интереса к сегменту апартаментов, но выражают надежду, что это временное явление, данная ниша не перестанет быть востребованной. Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», рассказала, что в первом квартале количество зарегистрированных ДДУ на покупку апартаментов уменьшилось относительно аналогичного периода прошлого года на 12%, тогда как спрос на квартиры за тот же временной промежуток вырос на треть. В результате доля апартаментов в общей структуре сделок в январе-марте 2019 года снизилась с 10% до 8%. Падение спроса связано с активным выходом новых проектов с квартирами, в том числе массового сегмента, которые и перетянули на себя часть покупательского интереса. На рынке же апартаментов в первом квартале 2019 года стартовали продажи только высокобюджетных объектов.

 

Если говорить о массовом сегменте, то снижение спроса на апартаменты обусловлено, еще и тем, что с рынка ушли крупные проекты, которые обеспечивали высокие показатели, комментирует ситуацию Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. К примеру, «Пресня Сити» (апартаменты проданы, остаток переведён в квартиры), «Лайнер» и Only также распроданы. Снижается и объём предложения апартаментов. С начала 2019 года в продажу не вышло ни одного нового проекта с апартаментами в этом сегменте, только были выведены новые объёмы в уже реализуемых проектах. В 2018 году в продажу вышло около 35 новых проектов с апартаментами, из которых почти половина в премиальном и элитном сегментах.

 

Вообще, среди апартаментов по классам наблюдалась разнонаправленная динамика спроса. В феврале 2019 спрос на апартаменты комфорт-класса вырос на 25% по сравнению с предыдущим месяцем, в премиум-классе – на 36%, сообщает генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон», Наталия Кузнецова, а снижение наблюдалось в бизнес-классе на 17%.

 

В Санкт-Петербурге, кстати, апартаменты тоже не особо популярны, об этом сообщает Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой», однако не факт, что спрос продолжит снижаться. Здесь на развитие ситуации могут повлиять как минимум два сценария. Первый подразумевает законодательное разрешение прописки в апартаментах, во всяком случае, сейчас пока рассматривается возможность временной регистрации. Второй вариант может быть обусловлен переходом девелоперов на работу по новым правилам, с использованием эскроу-счетов. Это может подтолкнуть их к тому, что, уходя от данной схемы, девелоперы начнут наращивать количество апартаментов, поскольку этот формат не подпадает под 214-ФЗ. И неизвестно, будет расти спрос или продолжит сокращаться.

 

По наблюдениям Сергея Ткаченко, эксперта агентства недвижимости CENTURY 21 Capital Petersburg, спрос упал на не сервисные апартаменты, так называемое псевдожилье, уступая место гостиничному варианту, сервисным лотам. Связано это с законодательной неопределенностью в их отношении, отсутствием постоянной прописки и льгот, полагаемых жилым помещениям.

 

С коллегой согласен Андрей Кузнецов, руководитель ГК «СТОУН». Большая доля предложения бизнес-класса определена, прежде всего, востребованностью у покупателей и инвесторов.  Предложение, как известно, всегда формируется спросом. Никто не станет строить объекты, которые не распродаются. Покупателям интересен именно бизнес-класс потому, что у апартаментов ниже стоимость – на стадии строительства приобрести их можно дешевле на 25-30%, чем квартиры в аналогичном сегменте комфортности. И зачастую для многих покупателей предпочтительней приобрести апартаменты в проекте более высокого класса и качества, чем квартиру в сегменте комфорт.

 

Если судить по тем предложениям, что есть на рынке Санкт-Петербурга, то, по мнению CENTURY 21 Capital Petersburg, по отдельным вариантам некоторые инвесторы получили высокую капитализацию своих вложений, на уровне 18-35% годовых, что является отличным показателем в недвижимости. Также обилием различных инвестиционных программ (в том числе и обратным выкупом) с доходностью более высокой, чем по банковским вкладам, в пределах 12-17% годовых. Плюс гостиничных апартаментов в том, что с инвесторов (владельцев юнитов) снимается большинство вопросов, связанных со сдачей номеров и функционированием отеля, ведь ими будет заниматься профессиональная управляющая компания или отельный оператор, обслуживающие тот или иной комплекс.

 

В общем, у данного типа жилья есть все шансы восстановить популярность у покупателей.