« Назад

Андрей Кузнецов: как некрупнейшим девелоперам выживать в новых условиях

30.04.2019

По данным Федеральной службы государственной статистики в России в конце 2017 года число организаций, работающих в сфере строительства, достигло 493 000 штук. Т.е. почти полмиллиона организаций либо строят, либо обслуживают сферу строительства. В Санкт-Петербурге число компаний, занимающихся строительством, операциями с недвижимостью, выполняющих специализированные строительные работы составляет порядка 100 000 компаний, в Москве – 150 000. После 2022 года их число сократится на треть. Главный вопрос, который волнует всех – кто из девелоперов сможет выжить? И поможет ли масштаб компании остаться на рынке? Свое мнение по этому поводу высказал Андрей Кузнецов, руководитель ГК «СТОУН».

 

Новички страдают первыми

 

После того, как стали известны все нюансы реформирования правил ведения строительства и правительство окончательно утвердило изменения в 214-ФЗ, эксперты и игроки рынка заговорили о том, что число компаний сильно поредеет. Я, например, встречал такие данные: до конца 2019 года каждый 10-ый застройщик прекратит деятельность, а к 2022 на рынке останется только треть от существующего числа. Кому прочат скорейший уход? Начинают традиционно с новичков. Компании без опыта заведомо считаются слабее финансово, хуже строят, менее защищенные. Далее смотрят в сторону небольших застройщиков. Ими тоже жертвовать проще – на их долю приходится только 30% рынка, остальная часть в руках у небольшого числа крупных игроков.  Я считаю, что такие компании как наша, имеют гораздо больше шансов выжить в новых условиях, чем крупные застройщики. Почему? Приведу ряд аргументов.

 

Полная собранность

 

С 2019 года объективно на рынке будет меньше сделок, инвестиций, свободных денег. К таким условиям адаптированы те, кто не привык распылять ресурсами, т.е. средние организации. Крупным компаниям наоборот сложнее, у них большое число проектов, производственные мощности, административный аппарат. Добавьте к этому еще и непрофильные активы. Все перечисленное требует финансирования, причем объемы его довольно существенные. У таких компаний как наша, всего в реализации находится не более 4-6 объектов, средства по каждому из них аккумулируются и отслеживаются отдельно.  Все финансовые потоки легко формировать, а траты прозрачны и прогнозируются в зависимости от стадии строительства здания. Непредвиденных дополнительных расходов не бывает, тем более не бывает перетягивания финансов на поддержку отдельных убыточных на данный момент предприятий, как бывает в холдинге.

 

Готовность к переменам

 

За все время работы на строительном рынке Санкт-Петербурга, мы переживали сложные времена не один раз, и по опыту могу сказать следующее – когда наступает кризис в строительстве, его испытывают и смежные отрасли. Например, сегмент производства строительных материалов. Это еще больше усугубляет ситуацию. Реализация любого девелоперского проекта – сложный и многозадачный процесс, качество и эффективность работы зависит от многих факторов, в частности от поставщиков строительного материала. Чтобы выстроить надежные бизнес-процессы с производственными компаниями требуются годы. Если такие партнеры уходят с рынка, это всегда дополнительный стресс для проекта, особенно для крупного. Небольшому девелоперу проще найти замену поставщику просто, потому что ему требуются сравнительно небольшие объемы. Крупным объектам в этом плане сложнее, иногда приходится даже замораживать или приостанавливать стройку.

 

Открытость и понятность

 

Как бы странно это не звучало, но небольшие компании нужны государству, с ними проще договориться, они более гибкие. Нужно понимать, что при переходе на счета эскроу, проблема с долгостроями и обманутыми дольщиками сразу не решится, уже сейчас есть дома и проекты, которые нужно достраивать. По нашей практике могу сказать, что для таких работ чиновники чаще всего обращаются к местным, региональным небольшим компаниям. С ними проще вести диалог, они готовы рассматривать различные варианты компенсации и поддержки и самое главное, местные небольшие компании более всего заинтересованы в лояльном отношении власти. Даже при значительном дефиците финансирования небольшие компании могут взять важный для региона объект, например, согласившись на бартерную сделку и привлекая субподрядное финансирование.

 

Какие есть еще варианты? Налоговые льготы или льготы на аренду земельного участка – это тоже интересно в первую очередь небольшим местным компаниям. Помощь в создании инфраструктурных объектов, или поддержка при подключении коммуникаций. Кстати, открытость и понятность удобна банкам, при введении проектного финансирования небольшие компании проще оценить. Есть определенные преимущества и для клиентов. Назову основные. По сравнению с крупными игроками, небольшие застройщики не могут строить и вводить каждый год тысячи квадратных метров жилья, но они берут ответственностью, доводят стройку до конца, даже при сложной ситуации стремятся получить все необходимые разрешения. Это самый эффективный способ борьба за клиента. Кроме того, такие компании более клиентоориентированы, всегда можно договориться о скидках при покупке или устранении каких-то нюансов при сдаче объекта. Я уверен, что при переходе на новые правила на рынке останутся те компании, которые научились ответственно и быстро строить, а вот размер компании-девелопера совершенно никакого значения не играет.